Инструкции по охране труда в новом году
1 января в 2023 году является датой не только начала следующего года, но для работодателей и специалистов по охране труда датой “повторного вступления в силу” приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем"
В связи с этим действующие в организации инструкции по охране труда будут нуждаться в очередном пересмотре или для “особоопоздавших” разработке.. Для многих работодателей пересмотр, а тем более разработка это невероятно сложных и трудоемкий процесс. Это действительно так. Поэтому разберемся в некоторых вопросах.
Кто разрабатывает и утверждает инструкции?
Разработка и утверждение инструкций по охране труда относится к обязанностям работодателя. При этом необходимо учитывать мнение профкома или другого представительного органа работников, если такие имеются в организации.
Работодатель может делегировать данную работу любому работнику. Соответственно логичнее всего данную работу поручить руководителям подразделений организации. Это логично по причине того, что лучше , чем начальник подразделения никто не знает структуру работы подчиненных. Но, на практике этот трудовой подвиг поручают специалисту по охране труда или работнику, назначенному за нее ответственным.
Инструкция должна визироваться следующим образом:
- графа “Утверждаю” - подпись работодателя;
- графа “Согласовано” - подписи председателя профкома и специалиста по охране труда (список может быть расширен - можно добавить юриста или кадровика);
- графа “Разработано” - подпись руководителя подразделения.
При этом в качестве разработчика инструкции в любом случае в любом случае подписывается начальник подразделения, даже если фактически инструкцию разрабатывал не он.
Что взять нужно за основу при разработке инструкций?
Инструкция разрабатывается исходя из должности или профессии работника и вида выполняемой им работы. Сюда можно приплюсовать тип рабочего оборудования.
За основу необходимо брать государственные нормативные требования охраны труда. Как правило они в полном объеме изложены в соответствующих правилах по охране труда. Но, не на все виды работ или профессий работников существуют правила по охране труда.
В этой ситуации можно использовать следующую информацию:
- анализ трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу работы;
- результаты спецоценки на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
- анализ требований соответствующих профессиональных стандартов;
- определение профрисков и опасностей, характерных для выполняемых работ;
- анализ результатов расследования несчастных случаев на производстве, а также их типичных причин, и профессиональных заболеваний;
- определение безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.
И последним источником информации для разработки инструкций могут быть требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации изготовителей оборудования и его технологической документации.
Как часто нужно пересматривать инструкции?
Требования приказа Минтруда не регламентируют срок пересмотра инструкций. Даны указания только про их обязательную актуальность.То есть пока актуальны государственные нормативные правовые требования по охране труда инструкции не подлежат пересмотру. А все действующие “новые” НПА имеют ограниченный срок действия.
Тем не менее работодателю не запрещено самостоятельно ввести процедуру пересмотра инструкций: установить срок действия, период и порядок пересмотра, назначить ответственного работника. Закрепить такую процедуру можно в положении о системе управления по охране труда.
Какие санкции будут, если инструкции не переработать по новым правилам?
Работодателю грозит привлечение к административной ответственности по статье 5.27.1 КоАП РФ. Наказание за такое деяние указано в части 1 указанной статьи. В соответствии с ней работодатель может получить предупреждение или штраф следующих размеров:
- от 2000 до 5 000 рублей — для должностного лица и ИП;
- от 50 000 до 80 000 рублей — для юрлица.