Сказать, что это глубокое заблуждение - ничего не сказать. Давайте разберемся в этом вопросе.
Во - первых сами по себе специальная оценка условий труда и оценка профессиональных рисков совершенно две разные процедуры. Мало того, что они разные с юридической точки зрения, так и способы, методы и условия их проведения абсолютно отличаются друг от друга.
Так, специальная оценка условия труда регулируются федеральным законом № 426 - ФЗ. Действительно в ч.4 ст. 3 установлены некоторое особенности проведения СОУТ для государственных и муниципальных служащих, которые регулируются другими федеральными законами и законодательными актами о госслужбе. Но при этом речи о праве работодателя таких работников не проводить СОУТ там не указано. То есть спецоценка таких рабочих мест в любом случае проводится.
Во - вторых ситуациях когда проведена спецоценка на рабочих местах госслужащих - также не отменяет обязанности проведения оценки профрисков. СОУТ процедура позволяющая выявить и оценить уровень воздействия исключительно вредных и опасных производственных факторов. К непосредственным опасностям и рискам она отношения не имеет. К тому же методика проведения СОУТ не позволят выявить опасности и риски на рабочих местах
Даже признание условий труда на рабочих местах оптимальными и допустимыми по результатам СОУТ не освобождает от обязанности проведения оценки профрисков. Оптимальные и допустимые условия труда означают незначительный или низкий уровень воздействия вредных и опасных факторов на здоровье работника. Соответственно опасности и риски остаются “за бортом” процедуры спецоценки.
Таким образом оценка профрисков охватывает, выявляет и оценивает именно опасности и риски, которые существуют за рамкам процедуры спецоценки. Давайте разберем на примере.
Допустим условия труда того же госслужащего являются допустимыми и идентифицированными вредными факторы является тяжесть и напряженность трудового процесса. Тяжесть трудового процесса идентифицирована по параметру “рабочая поза”, а напряженность условий труда - по параметру “монотонность нагрузок”.
При этом, можно с большой вероятностью предположить, что госслужащий может передвигаясь по территории организации, поскользнуться на мокром полу, его может ударить током, он может задохнуться от угарного газа, если возникнет пожар, он может получить ожог при прикосновении к нагретому чайнику или кофемашине, он банально может порезаться офисной бумагой или канцелярскими ножницами.
Как видите методика СОУТ не позволяет выявить и оценить такие опасности и риски. Это задача процедуры оценки профрисков.
Таким образом работодатель госорганизации обязан, также как и любой другой работодатель проводить как спецоценку условий труда, так и оценку профессиональных рисков. Эти две процедуры разные, но они преследуют одну цель - обеспечение безопасных условий труда. А это обязанность каждого работодателя без исключений.